25 Март 2013 @ 16:54
Джвари
Третий день в Грузии мы решили посвятить древней столицы Грузии - Мцхете, а заодно и разузнать про путь Тбилиси-Владикавказ, который нам будет необходим уже на следующее утро. Для этого мы поехали на станцию метро Дидубе, около которой находится авто-вокзал. По приезду туда нас окликнул водитель 140го Мерседеса, который предложил свои услуги. За смешные 40 лари (800 рублей) он пообещал трансфер до Мцхеты и обратно, притом с заездом на Джвари. Конечно, можно добраться и на автобусах за 15 лари на человека туда-обратно, но на верхушку придется топать пешком. В общем, предложение более чем заманчивое, и, мы, конечно, согласились. По пути договорились о завтрашнем трансфере во Владикавказ.

Ехали до Джвари минут сорок. Водитель что-то рассказывал из истории Грузии, за что ему отдельное спасибо. Джва́ри (груз. ჯვარი, дословно "Крест") — грузинский монастырь и храм VII века. Первый в Грузии памятник Всемирного наследия. Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, согласно историческим источникам («Обращение Грузии», «Жизнь картлийских царей»), воздвигла деревянный крест святая равноапостольная Нина.

Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари, который сейчас, к сожалению, в руинах. В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной святыни – креста св. Нины. Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти без изменений.

_MG_3608

Храм представляет собой вписанный в квадрат крест с полукруглыми апсидами на концах - тетраконх размером 22 на 18,4 метра. Завершён куполом на восьмигранном барабане. Форма храма является результатом длительных поисков грузинских зодчих, отказавшихся от формы базилики и искавших оптимальную форму центрального крестового храма, с единым внутренним пространством.

Это самый известный памятник Грузии и один из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры. Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает и завершает в соотношении 1 к 7. Его видно со всех сторон с далекого расстояния и он гармонично вписывается в окружающий ландшафт, являясь его центром.

_MG_3713

В 2004 году Джвари был внесен в список Международного фонда монументов, как один из ста, которым грозит гибель, однако реставрационные работы 2007 года позволили исключить его из этого списка. Между тем, на стенах монастыря до сих пор можно видеть варварские надписи посетителей со всего СССР за последние 60 лет. Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).

М.Ю.Лермонтов. Мцыри.

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод...

_MG_3611

Арагви является левым притоком Куры, длиной 66 км. По её долине идёт Военно-Грузинская дорога, которая является частью европейской трассы E117.

Со смотровой площадки открывается потрясающий вид. На правом берегу Арагви, где она почти впадает в Куру - Светицховели («животворный столп») — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Числится среди памятников Всемирного наследия. В настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.

_MG_3616

Еще в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии церковь, которая не дошла до сегодняшних дней. Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения. В XI веке на месте поврежденной базилики каталикос Грузии Мелкиседек воздвиг храм.

_MG_3701

Со смотровой площадки у подножия мы пошли в обход Джвари, чтобы найти подъем на его вершину, где нам не будут мешать стены для осмотра окружающего ландшафта.

Земля утыкана остатками стен.

Вход в храм. Мы не стали заходить.

Колокола по правой руке. Есть и немногочисленные посетители.

Smile :)

_MG_3657

Поднялись наверх. Вид захватывает дух! Сделал панорамный снимок.

_MG_3618 Panorama_big-Edit

Кура и горы.

_MG_3674

Ксюха на фоне холма на смотровой площадке.

_MG_3711

Пора идти на выход. По правой руке дорога, по которой мы приехали сюда.

Покидаем Джвари и начинаем путь в сторону Мцхеты. Для этого надо спуститься обратно вниз к Военно-Грузинской дороге и пересечь Куру и Арагви.

_MG_3719

Татьянаtatulya_k on Март, 25, 2013 16:15 (UTC)
Очень красиво!
Дима Кумченкоkumchenko on Март, 25, 2013 16:29 (UTC)
Да, там очень красиво. Жаль, я не могу передать всю эту красоту, величественность и гармонию.
Матвеич КумченкоМатвеич Кумченко on Март, 25, 2013 23:38 (UTC)
Вспомнился "Мцыри".Спасибо!Красота!!!!Я был в этих местах. Мне было 16.

Edited at 2013-03-25 23:45 (UTC)
mos_taxi_drivermos_taxi_driver on Март, 26, 2013 00:11 (UTC)
зависть во весь рост)
Дима Кумченкоkumchenko on Март, 27, 2013 15:40 (UTC)
Граница открыта :) Из Владикавказа туда можно доехать часа за четыре.
john_ssyjohn_ssy on Март, 26, 2013 05:02 (UTC)
красота. фото отличные.
Дима Кумченкоkumchenko on Март, 27, 2013 15:39 (UTC)
Спасибо, Джон :) Я тут намучился с балансом белого.
Віталій Ільницькийneo7777vitaha on Май, 4, 2013 12:53 (UTC)
Маршрутка не 15ларі-а 1лар.,а таксисти з радістю повозять вас і за 30лар.
З рештою згоден-красота!)
Дима Кумченкоkumchenko on Май, 4, 2013 13:05 (UTC)
Да, наверное. Через десять месяцев по памяти писать тяжеловато :)